Пляжный отдых на курортах мира, экскурсии по Казани и Татарстану

Универсиада 2013 в Казани

 

Государственный Академический Театр Оперы и Балета

Созданию и организации первой в Поволжье стационарной русской оперы предшествовало целое столетие регулярных публичных платных представлений — 1791г. считается годом появления общедоступного театра в Казани.

В 1803г. в Казани большую известность приобрел театр помещика П.П.Есипова, в котором играли крепостные актеры. Есипов выстроил деревянный театр на каменном фундаменте (он находился на месте нынешнего оперного театра), простоявший до 1815г. Есиповский театр был драматическим, но в нем ставились и оперы.

В 1851г. в городе было выстроено отличное театральное здание. Новый театр открылся гастролями итальянской оперной труппы. Впервые жители города услышали итальянское пение.

«Собирателем русской сцены» называли в Казани антрепренера П.М.Медведева (1837—1906гг.), который в 1867г. взял театральное дело в Казани в свои руки. 26 августа 1874г. в Казанском театре впервые полностью давали оперу Глинки «Иван Сусанин».

Вплоть до 1917г. казанская опера продолжала оставаться среди провинциальных театров одной из ведущих — как по количеству, так и по качеству постановок.

В 1934г. было принято постановление Правительства РТ об открытии в Казани театра оперы и балета. За год до этого, 4 ноября 1933г., постановили создать при Московской консерватории Татарскую оперную студию, целью которой была подготовка кадров для будущего театра. 2 февраля 1934г. студия начала работу.

Послевоенные годы ознаменовались подлинным расцветом деятельности театра. На его репертуаре выросла замечательная плеяда артистов оперы и балета.
Национальные исполнительские традиции были заложены выпускниками Татарской оперной студии при Московской консерватории: М.Рахманкуловой, Г.Кайбицкой, А.Измайловой, С.Садыковой, З.Байрашевой, М.Булатовой, У.Альмеевым, Х.Забировой, Ф.Насретдиновым, Л.Верниковским, М.Булат-Родионовым, Е.Домбаевой, Д.Садрижигановым и другими.

Балетная труппа начала свою самостоятельную жизнь одновременно с оперой. Пионером этого нового для татарской сцены искусства стал балетмейстер Гай Тагиров. Основу труппы составили и внесли большой вклад в развитие национального балета А.Гацулина, В.Алеева, Б.Ахтямов, З.Гайфуллина, А.Филинов, А.Гацулин, Н.Леонтьева, С.Глинская, В.Романюк и другие.

12 марта 1945г. театр показал первый татарский национальный балет — «Шурале» («Леший») Ф.Яруллина (либретто А. Файзи). Постановка явилась одним из самых значительных событий музыкальной жизни Татарии того периода.

28 сентября 1956г. спектаклем «Алтынчэч» открылось нынешнее здание театра (архитекторы Скворцов и Гайнутдинов), строительство которого началось еще в 1936г. Теперь это — памятник архитектуры, охраняемый государством. Здание уникально по своей добротности и красоте. Потолок зрительного зала украшает прекрасная люстра из горного хрусталя весом более тонны, специально отлитая в Мытищах. В этом же году постановлением Президиума Верховного Совета СССР театру было присвоено имя поэта-героя Мусы Джалиля.
В 1988 году Татарский театр оперы и балета получил звание «академический».

 

 

С 1978 по 1987 годы оперная и балетная труппы театра с успехом выступали во многих городах России (представлялись оперы, балеты, концертные произведения русских, европейских и татарских композиторов). Зарубежные поездки до 1988г. были эпизодическими. Артисты театра, как правило, включались в состав делегаций, формируемых в Москве.
Масштабные зарубежные гастроли начались в 1994г. С тех пор оперная и балетная труппы театра дают до 100 спектаклей в год в странах Европы: Голландии, Бельгии, Германии, Дании, Франции, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Португалии, Ирландии, в том числе в крупнейших европейских театрах: Carre (Амстердам) — 2500 мест, Coliseu (Лиссабон) — 3000 мест, театре Страсбурга (Франция) — 2500 мест.