Пляжный отдых на курортах мира, экскурсии по Казани и Татарстану

Универсиада 2013 в Казани

 

Путешествие в Аскинскую ледяную пещеру с интригой


В этом году весна наступила внезапно. 25-ти - 30-ти градусная жара разразилась уже в первой половине апреля, в момент сведя на нет холодные дни. Снег стал таять «-на глазах»-, СМИ сообщали о многочисленных наводнениях.
Именно в тот момент позвонила учительница Галина Валентиновна (давняя знакомая) и попросила сводить её детей в Аскинскую ледяную пещеру. Прибыв в окрестности памятника природы, все были поражены разгулявшейся стихией. Небольшая речка Аскын превратилась в полноводную реку, а ручьи, которые летом можно перепрыгнуть, выглядели как полноценные горные речки. Зрелище впечатляло. У школьников было явно приподнятое нрастроение, после зимы они наконец-то вырвались на лоно природы, мало того, их взору предстала необыкновенная картина мощного паводка. Все были предупреждены о необходимости иметь с собой сапоги, однако не все смогли внемлить. Таковым пришлось «-хватить лиха»-, т. к. их кроссовки или ботинки уже через тридцать минут ходьбы были мокрыми насквозь. Лишь движение и тёплая погода спасала туристов от замерзания. Одна симпатичная девочка догадалась пойти в поход и в пещеру в модных ботинках на высоком каблуке.
От автобуса до пещеры было примерно 4-5 километров. Я очень беспокоился о том, сможем ли мы дойти. Во-первых, каково состояние переправ и бревенчатых мостов? Паводок, возможно, их разрушил. Во-вторых, в тот день местность обложил густой непроглядный туман, я едва узнавал окрестности и боялся сбиться с пути.
Первая переправа потребовала от всех участников большой ловкости и отваги &mdash- лишь кривое ненадёжное бревно соединяло два берега. Самые шустрые и «-бесбашенные»- мальчишки в два счёта справились с задачей и уже махали ручкой с того берега. Они стали помогать другим перебираться на ту сторону, подавая на встречу руку. Я тем временем вырубил из дерева длинную толстую палку (лагу) и воткнул её в середину русла ручья, переходить по бревну с опорой стало на много легче.
Первое препятствие преодолено. Возле хутора Солёный (пол пути от автобуса до пещеры) бревенчатый мост через речку Аскын оказался в хорошем состоянии, и мы легко перешли на ту сторону.
Дорога представляла собой месиво из грунта, воды и снега, идти было непросто. Перед нами опять препятствие. На этот раз брёвна на переправе толстые. Самое главное не поскользнуться и не потерять равновесие &mdash- под мостом мощное течение реки.
4-ое препятствие оказалось намного серьёзней предыдущих. Вода в ручье настолько поднялась, что перепрыгнуть невозможно, а глубина выше колен. Поваленные деревья были ненадёжны для переправы. Я пошёл вверх по ручью в поисках узкого места в его русле, также я надеялся найти добротную переправу. Оказалось безрезультатно.
Всё те же пронырливые подростки наоборот спустились ниже по течению и на изгибе ручья нашли место, где при хорошем старании можно было с разбегу перемахнуть через воду.
Туман никак не рассеивался, а мы продолжали путь. Несмотря на правило &mdash- не уходить вперёд за пределы видимости от руководителя, всегда находятся такие, которым «-закон не писан&rdquo-, а «-если писан, то не понят»-, а «-если понят, то не так»-. Одним словом, вдруг, я вижу, ко мне навстречу несётся ватага ребят с сообщением о том, что дорога заканчивается, река мощным течением преградила путь.
Однако я продолжаю движение, чтобы лично убедиться в безвыходности ситуации. Действительно, переправиться невозможно. Но вот появляется один из «-разведчиков»-, который сообщает нам, что дальше, выше по течвению, есть место, где через речку перекинуто бревно. Идём туда.
Бревно действительно имелось, но перейти по нему было нереально. Зато над рекой склонилось ещё одно дерево, которое, если удачно подрубить и повалить, вместе с уже имевшимся бревном, могло бы стать хорошим подспорьем для переправы. В рюкзаке у меня имелся топор и верёвки, по поведению школьников я понял, что энтузиазма у них хоть отбавляй, не идти же назад не солоно хлебавши, и я решил рискнуть.
Топор, который оказался у водителя автобуса (на всякий случай я его взял с собой), был большим и острым, но после нескольких ударов железо норовило слететь с топорища. Приходилось постоянно поправлять. Дерево долго не поддавалось, я обливался потом. Некоторые из подростков заявили, что у них есть опыт работы с топором и вызвались порубить, хотя бы в то время, пока я отдыхал. Минут через 30-40 нам всё же удалось завалить дерево, которое соединило два берега. Шансы перебраться на ту сторону значительно увеличились, т. к. теперь у нас было два бревна, правда, лежали они не параллельно друг другу, а слегка крест на крест.
Я достал верёвку из рюкзака, чтобы соорудить «-перила»-, но для этого нужно перебраться на ту сторону реки и привязать её к дереву. Здесь я совершил ошибку, доверив дело одному из пацанов, который охотно вызвался первым перебраться через речку. На ту сторону он перешёл без проблем, я бросил ему «-бухту»-, и он привязал верёвку к дереву. Затем начал с другим концом верёвки перебираться обратно, потерял равновесие и в мгновение ока оказался в ледяной воде. Течение было настолько мощным, что сбило его с ног, он держался за бревно, но встать на ноги никак не мог, река затягивала его под бревно.
Я увидел его испуганные глаза и тут же бросился в воду. Глубина реки была по пояс, течению не удалось сбить меня с ног, я подобрался к бедолаге, схватил его под мышки и стал подтягивать вверх до тех пор, пока тот твёрдо не встал на каменистое дно реки. От прилива адреналина я почти не чувствовал холода.
Группа наблюдала за всем молча. Никто не ожидал подобной развязки. Все были в лёгком трансе. Выбираться на берег из реки пришлось на противоположную от группы сторону &mdash- так было ближе до суши. Теперь, чтобы не замёрзнуть, главное &mdash- всё время двигаться. Переодеться было не во что. Я свернул верёвку, перекинул её на другую сторону, велел положить в мой рюкзак. Где-то в глубине души я знал, что до пещеры можно дойти и по залесенному склону горы, минуя сложное фарсирование реки.
Я сказал, что мы пойдём вниз по реке этим берегом, за одно поищем другую дорогу, группе я велел идти параллельно нам, правым противоположным берегом.
С нашей стороны река то и дело прижималась склоном горы, поэтому нам приходилось забираться на верх. Никакой тропы не было, река &mdash- наш ориентир. Туман наконец-то рассеялся. Минут через двадцать быстрой ходьбы мы вышли к добротной бревенчатой переправе, здесь мы уже были, когда направлялись к пещере. Теперь я понял, как нужно было поступить.
Вместо того, чтобы идти по хорошей дороге и налаживать сложную переправу, надо было последний мост не переходить, а продолжать движение по левому берегу, пусть и по бездорожью среди деревьев. Я так давно не был в Аскинской пещере, что позабыл о существовании этой «-палочки-выручалочки»-, которой я давным давно уже пользовался. Да и туман сыграл со мной злую шутку.
Тем временем подошла группа, и все поняли, что до пещеры можно добраться иным путём. Я был мокрым по пояс, мальчишка и того хлеще. Несмотря на интенсивное движение холод теперь ощущался, слегка кружилась голова. Дети смотрели на меня умоляющими глазами. С одной стороны они понимали, что мне лучше всего прямиком направляться к автобусу, разжигать костёр и сушиться. С другой стороны, они знали, что «-сухопутный»- путь к пещере найден, а им очень хотелось в неё попасть.
Решение было таковым. Упавший в ледяную воду школьник вместе с одним из учителей возвращается к автобусу сушиться &mdash- для них поход закончен. Я же подумал, что смогу отвести детей к пещере, тем более у меня созрел план, как добыть сухую одежду.
Не доходя до пещеры, я отделился от группы и произвёл следующие действия: снял с себя старый походный шерстяной свитер (он не пострадал от воды) и отрезал ножом рукова &mdash- они послужат портянками или «-носками»-. Далее, сняв с себя всё мокрое, я просунул ноги через сухой свитер в отверстия из под отрезанных рукавов &mdash- получилось нечто вроде шерстяных трусов. Чтобы свитер - «-трусы»- с меня не свалились я его надрезал, а образовавшиеся концы туго связал узлом. Появляться в таком виде перед школьниками мне было, конечно, не ловко, поэтому чтобы замаскировать мою поддёвку, я обрезал тонкие балоньевые штаны от ветрового костюма &mdash- получились шорты. Ногам сухо, ниже пояса сухо, можно продолжать путешествие.
Несмотря на старания, мой внешний вид всё равно развеселил публику.
12-ти метровый спуск в пещеру под углом в 45 градусов оказался сложным. Вырубленные в ледяном «-языке»- ступеньки из-за резкого потепления оплыли и были очень скользкими. Вся надежда оставалась на деревянные перила, которые кто-то здесь соорудил. Столбы, на которые они упирались были «-впаяны»- в лёд. Параллельно перилам для страховки я навесил верёвку.
Спуск группы в пещеру был затяжным. Кто-то, конечно, справлялся с задачей довольно легко, большинству всё же приходилось преодолевать страх, чтобы, не дай Бог, потерять опору и покатиться в чёрную «-бездну»-.
Девочке на каблуках путь в пещеру был заказан, вместе с ней не пошли ещё двое, видимо, просто испугавшись. С Галиной Валентиновной был её семилетний внук. Мальчишка оказался не робкого десятка и смело отправился покорять пещеру, правда, мне пришлось страховать его от самого начала спуска и до выхода из пещеры. Бабушка решила, что ей тоже достаточно приключений на сегодня, и она не стала спускаться, тем более, что уже была здесь несколько раз.
В пещере я стал подмерзать из-за того, что температура там была близкой к нулю, а на мне мало одежды. Апрель &mdash- хотя и самый трудный для посещения пещеры месяц, зато именно в середине весны можно насладиться вличественными ледяными скульптурами и изваяниями. Летом и осенью лёд подтаивает, становится не так зрелищно.
Заблудиться в пещере невозможно, поэтому школьники разбрелись по гигантскому залу, любуясь многочисленными ледяными фигурками и летучими мышами, которые прицепились к стенам пещеры.
Настала пора выходить и возвращаться к автобусу. Быстрая ходьба и тёплый воздух на поверхности заставили немного забыть о холоде. С помощью мангала, решётки и дров нажарили большое количество сосисок, которые дети тут же «-уничтожили»-. После пикника поехали домой. Путешествие выходило из отведённых ему временных рамок, приехали поздно, но с впечатлениями...

Конец. 7 мая 2012г. Олег Тарыгин

Экскурсии для школьников по Уфе, Башкирии и Челябинской области.

Тел: (347) 235-53-25- +7 (917) 4232373