Пляжный отдых на курортах мира, экскурсии по Казани и Татарстану

Универсиада 2013 в Казани

 

Поездка на Кубу


Куба — довольно безопасная страна для иностранцев, но из-за бедности развито воровство. Как и в Советском Союзе, когда машины могли позволить себе лишь некоторые, и с запчастями были большие проблемы, на Кубе снимают колёса, «дворники» и воруют всё, что плохо лежит.

Мой знакомый Анатолий, буквально, «снёс мне голову» известием о том, что есть возможность за 60 тысяч рублей на двоих отправиться в путешествие либо на Кубу, либо в Индонезию сроком на 12 дней.
Вышеупомянутая стоимость включала в себя перелёт туда и обратно, проживание в гостинице, питание. Правда, были нюансы. В Индонезии предусматривались только завтраки, зато отель в 4 звезды, но в 2-ух км от моря. На Кубе отель 2 с плюсом, зато «всё включено» и 150 м от моря.
Выбор пал на Кубу — на сборы полтора дня, путёвка «горит».
До Москвы ехали на на 355-ом поезде «Уфа — Москва» в плацкартном вагоне на боковых полках (цена билета 1300 руб.) В вагоне более или менее комфортно, правда, временами слишком жарко. В целом наш вагон оказался спокойным, но «урод» всё же нашёлся.
Напившись водки, он стал невменяемым, начал угрожать соседям по купе. В конце концов, под угрозой вызова милиции, однако, успокоился и лёг спать.
Весь день в поезде я читал рассказы тех, кто посетил Кубу и выложил на форуме Винского свои впечатления. На мини ноутбуке смотрел фильм Луиса Бюнуэля «Скромное обаяние буржуазии».
В Москву приехали вовремя, из-за раннего подъёма я не выспался. В столице и окрестностях снега не оказалось, хотя по дороге к ней он наблюдался повсюду. Время 5-00, метро ещё закрыто, перед входом собралась немалая толпа, что означало долгое стояние в очереди к кассе.
Анатолий (приезжающий на этом поезде в Москву не в первый раз) предложил пройтись пешком минут 15, до станции метро кольцевого маршрута. Так и поступили. Народа там вообще не было. В 5-30 начали ходить поезда.
Вспомнил невольно Сингапурское метро, где я был летом, Московское по сравнению с ним, порой, представляет жалкое зрелище.
От станции «Домодедовская» за 120 руб (4 USD) едем на микроавтобусе до аэропорта «Домодедово». У нас впереди три часа ожидания прибытия представителя нашего туроператора по Кубе «ТрансАэроТур». Время летит незаметно, читаю, гуляю, переодеваюсь в лёгкую одежду, ем яблоки.
Ваучер на проживание и распечатка электронных билетов получены, идём регистрироваться. Паспортный контроль, тотальный досмотр вещей и одежды. Я решил сдать рюкзак в багаж, т. к. там есть запрещённые для перевозки в салоне самолёта вещи (нож, ножницы и пр.).
В «duty free” ничего не покупаю, экономлю. Пассажиры, следующие на пляжный отдых и не только, с жадностью затариваются спиртными напитками элитных марок с относительной скидкой. Вскоре это даст о себе знать.
На регистрации мы попросили себе места в хвосте самолёта у окна, так чтобы крыло не мешало обзору через иллюминатор. Все 350 пассажиров в салоне двухэтажного «Боинга 747-400» готовы к полёту, наступило время вылета.

Боинг 747


Вдруг, командир воздушного судна сообщает о бесхозной сумке сиреневого цвета, которая обнаружилась в проходе между рядами. Стали искать хозяина, но таковой не находился. Привели собаку, она обнюхала сумку, реакции не последовало. Это означало, что взрывчатых веществ в ней нет.
Командир объявил, что нужно всем покинуть самолёт для повторного досмотра пассажиров и самолёта. Все сильно расстроились, стали доставать ручную кладь из багажных отсеков.
И тут хозяин неожиданно нашёлся. Из более чем трёх сотен пассажиров, на борту оказались два кубинца, которые не понимали объявлений на русском языке, им и принадлежала сумка. Слава Богу, задержка отменяется, самолёт готовится к взлёту.
К воздушному лайнеру подъехала огромная машина и стала обрабатывать его крылья противообледенительной жидкостью.
Боинг набрал скорость и взлетел, впереди 12 часов 15 минут полёта.
Недалеко от нас расположилась пьяная компания, в которой оказался очень шумный собутыльник. Он говорил так, что все пассажиры в хвосте самолёта могли слышать его «пьяный базар». Наконец, кто-то не выдержал, встал с места и направился к пьяному пассажиру. После жёсткого разговора подгулявший «убавил громкость».
Самолёт набрал высоту, стали разносить напитки, а потом горячий обед. Мы основательно проголодались, т. к. было уже два часа дня, кроме яблок с утра ничего не ели.
После добротного обеда стало хорошо. Я читал, смотрел фильм «Всадник без головы» (его показывали по телевизору, который был встроен в спинку каждого кресла).
Объявление по радио прервало рутину полёта. Командир экипажа был обеспокоен пассажиром с места 16б, который постоянно курил в туалете и создавал угрозу пассажирам. Естественно, что курильщик был нетрезв. Командир пригрозил посадить самолёт в США, до которых оставалось около двух часов лёта и сдать нарушителя властям в соответствие с международной конвенцией о международных полётах. В самолёте опять возникла напряжённость.
Прошло какое-то время, и я вижу, что бортпроводники мужского пола скручивают некоего пассажира, который в состоянии алкогольной невменяемости совершал неадекватные поступки: курил, матерился, пытался затеять драку. Последний не собирался сдаваться и отчаянно сопротивлялся, начался «сыр-бор». Пьяницу удалось свалить с ног, завести руки за спину и надеть гибкие наручники, которые имелись у бортпроводников.
«Жертва» по-прежнему не хотела сдаваться, взывала к помощи собутыльников, яростно «брыкалась», несмотря на то, что её прижимали к полу четыре человека.
Спустя тридцать минут всем показалось, что «алкаш» успокоился. Но дальше случилось то, чего никто не ожидал.
У напившегося пассажира начался приступ эпилепсии. Теперь вместо задачи утихомирить пассажира, у команды возникла задача привести его в чувства.
По радио прозвучал призыв откликнуться всем, кто имеет медицинское образование. Из таковых нашлось четыре человека, двое из которых тоже были заметно пьяны. Больному вставили в челюсть твёрдый предмет, чтобы тот не прокусил язык, и приступили к реанимационным процедурам. Я стоял рядом с тамбуром, где всё происходило и наблюдал за процессом.
Теперь, уже будучи «жертвой», мужик потерял сознание, и у него возникли проблемы с пульсом и сердцебиением. Врачи постоянно колотили его по щекам, звали по имени, но тот не реагировал.
Подвыпившие врачи предлагали различные методы решения проблемы, у них не было единого мнения, и они часто кричали друг на друга.
Наконец, командир воздушного судна принял решение посадить самолёт на территории Канады, в аэропорту небольшого посёлка Goose Bay. Самолёт приступил к снижению.
Было ясно, что мы находимся где-то в северной малонаселённой части страны. Под крылом самолёта просматривался суровый холодный океан и многочисленные заснеженные острова с хвойным лесами.
Лётчики наверняка впервые совершали посадку в этих местах, из-за чего на борту опять возникла напряжённость. Снизились до зоны облаков, видимость исчезла. Началась самая тревожная часть посадки.
Вскоре показалась земля, на которой не было ни одного намёка на то, что где-то рядом живут люди. Через иллюминатор хорошо просматривались ёлки, сугробы и водная гладь, вот-вот должна показаться взлётно-посадочная полоса.
При соприкосновении с ней мне показалось, что самолёт слегка повело, на полосе был заметен гололёд. Включился реверс, и самолёт приступил к активному торможению. Слава Богу, всё обошлось, пассажиры захлопали в ладоши. По всему было видно, что мы приземлились в крошечном посёлке. Я не увидел на поле ни одного самолёта, лишь где-то вдалеке находился вертолёт.
Пригнали трап, открылась боковая дверь. Парамедики вошли в салон и вскоре вывели больного. Именно вывели, лишь слегка поддерживая его под руки. Эпилептик, принявший лишнего на грудь, очухался и вышел из самолёта своим ногами. Многие пассажиры, узрев подобное, стали возмущаться из-за того, что рейс задержан из-за банального пьянчужки, который проспался и пошёл дальше.
Самолёт канадцы долго не выпускали, необходимо было заполнить большое количество документов по поводу снятия пассажира с борта. Многим пассажирам надоело сидеть, они вставали со своих мест, стараясь приблизиться к открытой двери и вдохнуть воздух далёкой и загадочной Канады.
Я задал вопрос канадскому пограничнику о том, где мы точно находимся, он сказал, что это провинция Лабрадор, местечко Goose Bay (дословно «Гусиный Залив») с населением в 9 тысяч человек. Пограничники, кстати, вели себя очень позитивно, улыбались безупречной белозубой улыбкой, с любопытством рассматривали подвыпившую публику в салоне самолёта из России.
Казалось, всё уже шло к развязке, как произошёл ещё один инцидент.
К двери и трапу подошёл сильно пьяный пассажир чуть старше средних лет и среднего телосложения. Он стал рваться наружу, чтобы покурить и постоять на канадской земле. Яростно сопротивляясь бортпроводникам, он всё-таки выбрался на трап и стал курить. Пограничники Канады пытались впихнуть его обратно в самолёт, но экипаж «встал грудью», требуя вызова канадской полиции, мол, «такой буян нам на борту не нужен».
Вскоре та появилась в лице молодого офицера женского рода в пурпурном берете с кокардой, за ней стояли два бугая в полицейской униформе, видимо, младшие по званию.
Женщина-полицейский стала объяснять экипажу насколько серьёзными будут последствия для пассажира, переданного канадской полиции. Ему предстоит оплатить все расходы по содержанию, транспортировке и экстрадиции.
Бортпроводники и другие члены экипажа «вошли в раж» и наотрез отказывались менять решение, ссылаясь на международные правила перевозки пассажиров на коммерческих рейсах.
Два бугая взяли «беднягу» «под белые ручки» и повели вниз по трапу к полицейской машине, припаркованной у «скандального» самолёта. Арестованный, впрочем, нисколько не сопротивлялся.
Наконец, капитан объявил, что все формальности с канадской стороной и руководством компании «Трансаэро» улажены, осталось дозаправить самолёт, через час взлетаем.
Я посмотрел на руку – вот уже как три часа мы в Канаде. Нас не кормили более 8-ми часов, пассажиры были крайне недовольны. Мало того, что из-за двух пьяниц мы теряем драгоценное время отдыха на Кубе, всех гнетёт пребывание в ограниченном пространстве в течение продолжительного времени. Пассажиры не хотят сидеть на месте и курсируют вдоль меж кресельных коридоров, благо, лайнер семидесятиметровой длины это позволял.
Бортпроводники постоянно всех усаживают и от бессилия переходят на крик. Я сказал, что пассажиры голодны, им надо хоть чем-то перекусить. Но, видимо, у экипажа нет ничего, или есть другие причины, чтобы экономить.
Одним словом, прошло 9 часов и только после того, как мы взлетели и набрали высоту, стали разносить горячие обеды.
Стюард, который обслуживал наш сектор, немало потрудился в обуздании пьяных пассажиров. Он был перевозбуждён, глаза стали красными и как бы «в разбежку». Его словоохотливость и желание поделиться впечатлениями с каждым пассажиром было настолько велико, что выдавая обед пассажиру, он умудрялся минут 5-постоять у каждого ряда и пословоблудить.
Пассажиры, сидевшие в задних рядах, истекали слюной от голода и были раздражены его болтливостью и нерасторопностью. Я не был исключением. Наконец, одна пассажирка не выдержала и сделала замечание насчёт того, что он слишком долго разносит обеды.
«Один в поле не воин», подумал я и вступил в поддержку: «Вместо того, чтобы болтать и обихаживать пьяниц, давно можно было накормить пассажиров».
Стюард «вспыхнул» и скривился в лице. Видать, задело за живое. Но только после этого он стал шевелиться и меньше трепаться. Едва ли не с остервенением он достал для меня обед из тележки и объявил, что «у меня нет сердца». Он спросил, как меня зовут, а я сказал: «давай обед и иди дальше, сзади полно голодных людей, вы держали их почти 10 часов измором».
До Кубы оставалось лететь часов 5-6, мы опаздывали на четыре часа. Обед сделал своё дело, и все пообмякли. В 21-00 по кубинскому времени, вместо положенных 16-00, уже в темноте, мы мягко приземлились в аэропорту города Варадеро.
Вроде бы всё уже позади, как ошалелая стюардесса стала объявлять по радио истерическим голосом: «Всем оставаться на своих местах. Власти Кубы будут проверять правильность заполненных иммиграционных карт».
Все пассажиры с выдохом негодования опять плюхнулись в свои кресла. Тревога оказалась ложной. Никто из пограничников на борт не вошёл, я понял, что это либо очередная паника бортпроводников, либо какая-то уловка.
На выходе из самолёта, стюард, который был мною сильно разозлён из-за замечания во время обеда, решил извиниться передо мной. Я пожал ему руку, но при этом высказал следующее: (мою речь слышали и другие бортпроводники)
«В самолёт нельзя проносить пилочки для ногтей, щипчики, ножницы, ножики и даже жидкости объёмом более 125 мл. А вот алкоголь в «несметном» количестве из “duty-free” проносить можно. На борту 350 пассажиров из России, 70-80 % из которых в обязательном порядке употребят спиртные напитки во время полёта. Из них 30-40 % напьются основательно. И уже почти со стопроцентной вероятностью на сто выпивших пассажиров найдётся один, у которого «снесёт крышу». Для граждан России это простейшее математическое вычисление. А разве невменяемый пассажир — это не потенциальная угроза безопасности полёта? Разбей он бутылку, и у него в руках окажется так называемая «розочка», которая может угрожать человеческой жизни не меньше чем нож. Из-за пьяного пассажира командир совершает вынужденную посадку при плохих метеоусловиях в незнакомом аэропорту. Разве это не угроза для жизни пассажиров? Где логика?»
Бортпроводники развели руками и сказали, что «продажа спиртных напитков в аэропортах в зоне “duty free” является мировой практикой...»
Увы, только не для российских туристов. Пусть так и передадут руководству «Трансаэро». Про себя я решил написать об этом инциденте после возвращения на родину.
Итак, хватит о грустном, «Viva la Cuba!” Стоя у транспортёра, долго пришлось ожидать свой рюкзак и поволноваться. Наш отель “Villa la Mar Islazul” оказался почти в начале г. Варадеро (в 20 км от аэропорта и 140 км от Гаваны). Сразу скажу, что представляет собой город Варадеро (Suidad de Varadero). Он расположен на длинном (20 км) и узком (не более 3-ёх км) полуострове в северной части Кубы, на берегу Атлантического океана. Дальняя часть полуострова — это территория, сплошь застроенная 4-х и 5-ти звёздочными отелями. Двадцатикилометровый песчаный пляж Варадеро находится только с одной стороны «игольчатого» полуострова, противоположная часть — это каменистый берег, заросший мангровыми зарослями и непригодный для купания.
Естественно, что на ужин мы опоздали. Предъявив ваучер на «ресепшен», мы получили ключи от номера. Слуга-негр поспешил схватить наши вещи, но мы его опередили, т. к. чернокожий брат наверняка будет клянчить «чаевые». Мы бы и сами могли легко найти нашу комнату, однако служащий решил нас проводить. Испорченный подачками от туристов, он стал в прихожей, многозначительно намекая, что не помешал бы «бакшиш». Он его не получил и недовольный удалился.
Вусмерть усталые от недосыпания, нервотрёпки и сидения в самолёте, мы рухнули в постель и заснули сном младенца. Несмотря на категорию отеля «2+», в нашем просторном номере имелись две огромные кровати по типу (king size bed).
Подъём в 7 утра. Я положил себе за правило, что пока я на Кубе, буду ежедневно по утрам бегать, делать зарядку и купаться в океане. Он находился в 150-ти метрах от отеля (как, впрочем, и от других «простеньких» отелей в Варадеро). Моему взору предстал необозримый в длину песчаный пляж и сине-изумрудный и зелёно-голубой океан. Штормило, большие волны шумно ласкали берег. Я снял шлёпки и побежал по песку вдоль кромки воды. В это время из отдыхающих на берегу почти никого не было, лишь два-три человека, типа меня, бегали трусцой или просто ходили и дышали морским воздухом.
Куба


Мимо прошёл кубинец с металлоискателем и лотком для песка. Он то и дело останавливался, ковырялся в грунте, иногда ему попадались монетки, выпавшие из карманов пляжников накануне. Недалеко от берега охотились за рыбой чайки и пеликаны.
Пробежавшись, я пошёл в воду несмотря на сильную волну, было страшновато с непривычки, но стихия тянула в свои объятия.
Войдя в столовую на завтрак, я был приятно удивлён обилию блюд, предлагавшихся по системе «шведского стола». Конечно, сосиски и нарезка из колбасы оказались самого посредственного качества, однако изобилие других продуктов окупало всё сторицей. Избалованные туристы делились мнением о том, что кубинцы паршиво готовят даже в ресторанах за «живые» деньги. Действительно, кое-что было совсем невкусно, но и по душе можно было отыскать себе снедь.
Плотно позавтракав, идём изучать территорию отеля и окрестности Варадеро. Почти круглосуточно работают три бара, выдавая туристам без ограничения коктейли, ром, водку, пиво, кофе, чай, колу. Есть бассейн, в котором за время нашего пребывания никто не купался, предпочитая роскошный пляж и океан. Лежаки, «грибки» от солнца и полотенца бесплатны для тех, кто имеет на запястье цветной пластиковый браслет с номером и названием отеля.
На входе в отель 24 часа в сутки дежурит охрана, которая бдит за тем, чтобы гости не водили в номер местных «мучач» (девушек), а если ведёшь, будь любезен, дай «на лапу».
Вдоль полуострова идёт «аутописта» - широкое шоссе с разделительной полосой для встречного движения.

Параллельно ему идёт менее оживлённая улица, по обеим сторонам которой расположилось большое количество отелей. Магазинов и ресторанов в Варадеро «кот наплакал», потому что все гостиницы работают по принципу «всё включено». Чем дальше от начала полуострова и ближе к его тупиковому концу, тем больше дорогих 4-ёх и 5-ти звёздочных отелей. Там вообще нет лавочек и магазинов, нет кварталов местных жителей.
Шведский стол в нашем отеле изобиловал овощами, фруктами, салатами и мясными блюдами. Прожорливым иностранцам без ограничения выдавались: тушёная баранина, запечённый свиной бок или нога, почки, печень, бифштексы, жареная свинина, большая океанская рыба и т. д. Естественно, что не всё из выше перечисленного предлагалось в один раз, но 3-4 вида мяса в разном приготовлении в «Вилла ла Мар» всегда имелись к столу за время нашего пребывания. Кубинцы — большие любители сладкого, как следствие, к обеду и ужину выносились огромные торты и ящики с мороженым.
Декабрь в Варадеро, по-видимому, достаточно ветреный месяц, температура воздуха днём была +26 +28, вечером и ночью +20 +22, температура океана +22 +24 градуса. Я думаю, что в июне и в августе на черноморском побережье России то же самое.
Отели полупустые, т. к. декабрь - «низкий» сезон, зато и цена поездки значительно снижена. Все 12 дней море было беспокойным, я традиционно взял с собой маску и трубку, но они не пригодились. Впрочем, качаться на больших волнах тоже было приятно.
Вся Куба окружена коралловыми рифами, но чтобы достичь их, нужно либо лететь на самолёте, либо плыть на пароме к небольшим островам близ о. Куба. В Варадеро, по крайней мере, рядом с берегом коралловых рифов нет.

Куба


Однажды в непогоду я видел, как метрах в ста от побережья за рыбой охотились дельфины. На пляже и в кафе постоянно предлагают приготовленных на гриле лангуст за 10 долларов штука. Их вылавливают по утрам местные ныряльщики, заплыв в маске с трубкой на значительное расстояние от берега.
Разговаривая с местными жителями и другими отдыхающими, я выяснил, что большинство жителей Кубы не едят лангуст, говядину и баранину. Это редкое и дорогое мясо на Кубе, однако для детей, стариков и больных людей правительство выделяет определённые квоты дефицитного продукта. Когда в столовой при отеле на раздаче появлялась говядина или баранина, процессом выдачи руководил специальный человек, который порционно выкладывал мясо на тарелку туриста. Я заметил, что если кто подходил за «добавкой» вторично, кубинец смотрел угрюмо и что-то про себя ворчал.
Куба

Прошло несколько дней, и я понял, что пора куда-нибудь выехать из Варадеро. Прокат авто дорогой, на скутере далеко не уедешь, экскурсии, предлагаемые туроператорами, кусаются ценниками, а многие, кто воспользовался их услугами, были не вполне довольны.
Приняли решение ехать в Гавану на рейсовом автобусе самостоятельно. Первая попытка оказалась неудачной. По расписанию автобус значился в 8-30. Но мы забыли о том, что на Кубе двойные стандарты: одни автобусы, расписания и цены для местных жителей, другие автобусы, расписания и цены для иностранцев. Автобус, который уходил пол девятого предназначался для кубинцев, «наш» автобус ушёл в 8-00. Таксист предлагал нам съездить в Гавану на весь день за 80 PC (Peso Convertible), затем снизил цену до 70-ти, но мы всё равно отказались. Пассажирский автобус туда и обратно стоил всего 20 PC.
Решили отложить поездку на следующий день. К тому времени нашёлся ещё один попутчик из нашего отеля — женщина средних лет из Мончегорска (Мурманской области). Если 70 PC разделить на троих, то получается, что мы можем ехать в Гавану на такси практически по цене автобуса. Эта идея всем понравилась, и мы наняли легковую машину.
Таксист ни слова не знал по-английски, мы не понимали по-испански, поэтому разговаривали в дороге только между собой на русском. До города Матанзас дорога идёт вдоль самой кромки океана, затем слегка удаляется от суши. По пути встречаются небольшие залесенные горы. Об особо красивых ландшафтах на этом участке говорить не приходиться.
В 10-00, через 2 часа после выезда, прибываем в центр старой Гаваны, ко дворцу Capitol. Договариваемся с таксистом о том, чтобы он ждал нас на этом же месте в 17-00. У нас шесть часов свободного времени.
Неподробная плохонькая карта столицы, купленная ещё в Варадеро, всё же помогла нам сориентироваться на местности. Лучше всего держаться поближе к набережной (Malecon), тогда не заблудимся, решили мы.
Старая Гавана поразила нас своей убогостью и запущенностью. Многие здания из-за ветхости стали нежилыми, а те, в которых ещё живут люди, удручают своим внешним видом. Улицы неширокие, по обеим сторонам узкий тротуар и сточные канавки. Все балконы завешаны бельём, которое с трудом высушивается во влажном климате. Было впечатление, будто накануне у всех гаванцев был день стирки. Почти из-под каждого балкона, я заметил, выведены наружу две полые трубы, из которых время от времени стекала вода прямо на улицу. Таким образом хозяева жилищ избавлялись от использованной в быту воды. Например, помыл полы, сливай воду через трубы на улицу. Однажды мы слегка зазевались и едва не угодили под «душ».
Следующий любопытный факт заключался в том, что жители 3-го или 4-го этажей в Старой Гаване не заморачиваются о том, чтобы спускаться вниз и идти в ближайшую лавку за продуктами первой необходимости. На крышах многих домов установлены блоки, через которые перекинута верёвка с ведёрком. Торговец с тележкой может продать вам товар прям с улицы. Вы опускаете ему ведёрко с деньгами, он грузит вам товар. Как происходит приценка и осмотр товара, мне неизвестно, но, видимо, здесь всё уже отработано до мелочей. Напомню, что выбор товаров на Кубе весьма ограничен, а цены везде одни и те же, это строго контролируется правительством.
Мы заметили, что у многих кубинцев при себе имеется некая бланк-книжечка, с которой они заходят в лавку и покупают определённое количество продовольствия, видимо, по весьма умеренным ценам. Покупка записывается в документ. Говорят, что средняя заработная плата на Кубе составляет 20-25 USD, при этом правительство на 100% субсидирует здравоохранение, образование и обеспечивает своих граждан бесплатным жильём.
Куба

Если кто из читателей бывал в провинциальных городках Индии или даже в Дели в районе Центрального вокзала, наверняка видел картину куда более плачевную, однако, Старая Гавана «уехала» недалеко. Чтобы перекусить в Ст. Гаване, нужно умудриться. Выбор весьма незначительный, а из того что есть — просто нескромно дорого. Булка с неаппетитной котлетой (а ля гамбургер) 12 USD, и всё в таком роде.
Миновав старый город, мы вышли к Университету Гаваны — помпезному старинному зданию с колоннами и многочисленными ступеньками на подходе. Семестр в разгаре, кто-то на занятиях, кто-то на улице. Рассматриваем будущую элиту Кубы. Среди студентов мелькают лица негроидного типа, есть бледнолицые потомки испанцев, индейцы, мулаты и креолы (последние - помесь вышеперечисленных).
Сразу за университетом начинается район под названием Vedado. Здесь уже намного богаче и цивильней. Ухоженные скверы, двух и одноэтажные дома-особняки. Видимо, здесь проживает состоятельная часть Гаваны. Некоторым неудобством во время прогулки по Vedado является холмистый ландшафт местности — приходиться идти то в гору, то с горы. В этом микрорайоне находится так называемая площадь Революции, с которой Фидель Кастро вещал «без бумажки» в течение 8 часов, за что он был вписан в книгу рекордов Гиннеса. Один из кубинцев сообщил нам, что на Фиделя было совершено 638 покушений.
Автомобильный парк Гаваны


Автомобильный парк Гаваны, как и в Варадеро, состоит в основном из машин производства США и СССР 40-ка, 50-ти и даже 60-ти летней давности. Роскошные «ретро» Шевроле, Плимуты, Бьюики, Форды, Кадилаки божественно курсируют по улицам Гаваны, вызывая восторг и умиление. Самая популярная и востребованная российская, а точнее советская машина — это «Жигули» 7-ой модели. Среди других советских машин - «копейка», «шестёрка», «УАЗ», «ЗИЛы», «Уралы», «КАМАЗы», мотоциклы «Иж», «Восход» и прочая техника.
Мы вышли вновь к океану и решили отдохнуть в уличном кафе, где не было ни одного посетителя. Я думал, что буфетчица либо станет нас выгонять, либо требовать сделать заказ. Но та, к счастью, не обращала на нас внимания и просто возилась за стойкой.
Далее, если двигаться вдоль океана, начинался «роскошный» по гаванским меркам район «Мирамар», где расположились самые лучшие отели, а также посольства различных стран. Говорят, что с недавних пор правительство Кубы разрешило иностранным компаниям делать инвестиции, в частности, в отельный бизнес. Канада и Италия первыми принялись за дело, конкурируя между собой за получение тендера на строительство нового роскошного отеля.
Время нас поджимало, и мы решили возвращаться к Капитолию. Ноги гудели, но экзотика Гаваны захватывала, мы не стали брать такси, просто на обратном пути слегка изменили маршрут.
По дороге нам попался большой кинотеатр и рядом с ним двухэтажное кафе-мороженое. Советский Союз эпохи 70-ых, 80-ых годов сразу всплыл у меня перед глазами. И здесь и там стояли длиннущие кубинские очереди, страждущих прикоснуться к вкусному или прекрасному. «Кино» и мороженое - в разряде дефицитных «товаров» на Кубе. Интернет и сотовая связь на «Острове свободы» есть, но доступ к этим благам цивилизации весьма ограничен для абсолютного большинства по причинам отсутствия денег.
Рядом с кинотеатром я обнаружил киоск, где за 1кук (1,1 USD) можно было купить запечённый кусочек лепёшки с тонким слоем расплавленного сыра. С голодухи я был рад и этому «яству».
Обратный путь до Капитоля показался более коротким. Местное население несмотря на убогий быт охотно позирует перед фотоаппаратом и улыбается. Вспоминаю арабские страны, к примеру, Марокко, там такая же бедность, но за фотографирование с тебя будут требовать деньги, в лучшем случае прикроют лицо, а то и замашут руками и будут кричать на фотографа.
На часах было 16-30, но наш водитель Арсенио уже ждал нас в ус ловленном месте, а, завидев, стал радостно махать рукой. За 3 кука я купил на память бейсболку цвета хаки с красной звездой и кубинским флагом, точь в точь такую, какую носил всю свою жизнь Фидель Кастро.
В Варадеро приехали уже затемно и сразу отправились на ужин.
Запоминающей оказалась поездка в небольшой город Cardenas в 20 км от Варадеро. Наш корпус в отеле охраняла женщина лет 30-ти, она оказалась на редкость разговорчивой и немного говорила по-английски. От неё мы много узнали о Кубе, мало того, она пригласила нас в гости в свою квартиру в Карденасе. Туда проще всего можно было добраться на скутере. Анатолий, мой компаньон по поездке, относился к моторным двухколёсным средствам скептически, поэтому он ехать отказался. Скутер, который мне выдали на прокат, заводился «с ноги», по типу «дрын-дрын-дын», т. е. не через кнопочку зажигания, как обычно. Иногда приходилось «дрынькать» по несколько раз, прежде чем мотор начинал неохотно «фыркать». Спидометр и указатель наличия топлива в баке не работали (приходилось открывать крышку и угадывать уровень на глаз), аналогичная картина с поворотниками и звуковым сигналом - всё давно сломано. Тормоза скрипели «безбожно», но в целом ехать было можно.
В Карденас по договорённости я должен был прибыть в районе 15-00. Первую половину дня я исследовал дальнюю часть полуострова Варадеро. Там я увидел «марину» (искусственная бухта), где можно было взять на прокат водные мотоциклы, а также стояли у причала катера. Бесконечная цепочка дорогих отелей простиралась с одной стороны, мангровые заросли и каменистый берег с другой. В самом конце полуострова ведётся строительство порта для приёма больших пассажирских океанских лайнеров. Кубинцы надеются, что эмбарго со стороны США когда-нибудь будет снято, и огромное количество туристов из северо-американского континента вновь начнут привозить свои денежки на истерзанную псевдо социализмом Кубу.
Итак, пора в Карденас. На середине пути начался дождь. Этого только не хватало. В майке на скорости в 70 км в час стало прохладно.
Город оказался совсем немаленьким. Бесконечное сплетение улиц сбивало с толку. Меня окружали ветхие одно и двухэтажные дома. Транспорт на 90% состоял из конных повозок, велорикш, изредка встречались старые автомобили. Мне показалось, что я очутился в 19-ом веке. Раз десять пришлось останавливаться для того, чтобы спросить, как проехать по данному адресу (он был записан на испанском языке хозяйкой у меня в блокнотике). Последней, кого я спросил, прежде чем добраться до цели, оказалась дородная чернокожая кубинка, которая, фактически, за руку довела меня до дома.
«Садис!» (полное имя Сахадис), - крикнула она утробным голосом, и через какое-то время в окне показалось заспанное лицо мулатки, с которой мы договорились о встрече. Она предупреждала меня, что будет спать после ночной смены. Выйдя мне на встречу, Сахадис предложила закатить скутер во двор. Я посмотрел на узкий проход с многочисленными препятствиями и понял, что сделать это будет очень трудно.
«Что, оставлять на улице опасно?» - спросил я. «Опасно», - был её однозначный ответ.
Я попытался втиснуть мотороллер в проулок и тут же не вписался и задел стену. Нет, так дело не пойдёт, потом за технику не расплатишься. Я отказался от затеи. Тогда Сахадис нашла знакомых, которые обещали присмотреть за скутером на улице.
Войдя в тесный двор, я увидел плотно стоящие друг к другу глиняные двухэтажные дома. Все двери настежь, вся жизнь нараспашку. Сахадис предложила зайти к соседям и посмотреть, как они живут. В тесных двух комнатках ютились муж с женой, четверо детей и бабушка. Из мебели всё самое необходимое и примитивное. Из бытовой техники — старый маленький холодильник и видавший виды «пузатый» телевизор с четырьмя политизированными каналами. Сахадис и все члены семьи в один голос утверждали, что это самая типичная обстановка для кубинского жилища. Мне предложили поесть, но я отказался.
Каморка Сахадис находилась на втором этаже, куда можно было попасть только по железной приставной лестнице со двора. «Будь очень осторожен!» - предупредила хозяйка.
Она недавно развелась с мужем, который нашёл себе женщину в Аргентине и уехал к ней на постоянное место жительства. У Сахадис остался 8-ми летний сын, которого она обожает и который живёт с её матерью здесь же в Карденасе, только в другой квартире. Шмотки её бывшего мужа сложены аккуратно в углу и укрыты покрывалом. Телевизор принадлежит мужу, поэтому она принципиально отказывается его смотреть. Вещи должны скоро забрать.
Для приготовления пищи используется маленькая однокомфорочная электроплитка и электрический чайник. Есть холодильник. Я заметил, что несмотря на нищету в квартире убрано, и она по своему стилизована. Крыша и стены представляют собой жалкое зрелище. Дыры и трещины повсюду. Ладно, что на Кубе всегда тепло. Однако, если начинается сильный дождь, по словам хозяйки, с потолка начинает течь, кровать приходиться закрывать водонепроницаемой материей. Комары по ночам кусаются, но она привыкла.
Через небольшой переход под открытым небом и без стен попадаешь в туалет. Водопровода в доме нет. У соседа есть насос, и он качает воду из колодца. За 5 (при зарплате в 20!) куков она пользуется его водой. Купить свой собственный насос материально не в состоянии. Для смыва, стирки и помывки используется вода, набранная в ведро или в тазик.
На прощание Сахадис порывалась мне что-нибудь подарить из имевшегося в доме. Я естественно отказался, наоборот, во дворе сунул ей 10 куков, мол, на день рождения её сына. Она отказывалась брать, но я настоял. За охрану скутера пришлось выложить один кук, который мне, само собой, не было жалко.
Отдых на Кубе


Куба — довольно безопасная страна для иностранцев, но из-за бедности развито воровство. Как и в Советском Союзе, когда машины могли позволить себе лишь некоторые, и с запчастями были большие проблемы, на Кубе снимают колёса, «дворники» и воруют всё, что плохо лежит.
А я тем временем спешил в Варадеро, т. к. аренда скутера заканчивалась в 17-00.
12 дней на Кубе пролетели незаметно. Никогда в жизни я не уезжал из дома так далеко зимой, да ещё туда, где вместо холода, меня ожидало тропическое солнце, шикарный пляж и тёплый океан. Декабрь — не самый напряжённый месяц в работе, тем не менее я чувствовал некоторый дискомфорт от того, что я тут грею живот на солнце, вместо того, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Несмотря на то, что я не особенно активно вёл себя на острове, а точнее совсем неактивно по сравнению с летними путешествиями, я почувствовал, что Куба и эти 12 дней в экзотической стране мне крайне необходимы.
Спасибо Анатолию, моему компаньону по поездке, который умудрился выискать весьма недорогой тур (если учитывать, что мы совершили заокеанский вояж) и убедил меня воспользоваться таким шансом. Решение о поездке нужно было принимать быстро, поэтому у меня не было много времени, чтобы как следует подготовиться информационно.
Куба — бедная страна со всеми вытекающими обстоятельствами, и я бы не сказал, что кубинцы стоически переносят этот факт. Откровенного попрошайничества нет, но многие смотрят на иностранцев с большой долей вожделения, особенно в плане заполучения конвертируемых «куков». Являясь абсолютным противником капиталистической системы и идеологии, я ловил себя на мысли, что подобного «социализма» я бы не пожелал своей стране.
Вот ещё некоторая информация, которую я подчерпнул от разных людей, находясь на Кубе. Самый ходовой товар для туристов на «Острове Свободы» - само собой, ром, сигары и, в какой-то степени, кофе. Проституция в связи с бедностью и горячим темпераментом кубинок процветает махровым цветом. Лучше всего передвигаться по Кубе на арендованном автомобиле, а останавливаться на ночлег в casa particular (частный сектор), в провинции он обойдётся вам в 40 куков (44 USD) за комнату, в Гаване около шестидесяти (что есть недёшево). Хозяин дома за 3-5 PC с человека любезно согласится приготовить вам вкусный обед.
На Кубе нет джунглей, есть леса, горы и болота. Основная часть суши отдана под плантации, выращивают сахарный тростник (основное сырьё для сахара и рома), табак, кофе, ананасы, бананы, кокосовые пальмы, апельсины, гуаву и др. тропические культуры.
Диких обезьян на острове нет. В реках водятся два вида крокодилов (до 5-ти м длинной), в лесах дикие собаки, олени, кабаны и др. живность. Ядовитых змей на острове нет. Самые нежелательные месяцы для посещения — август и сентябрь, когда свирепствуют ураганы. Самое благоприятное время — с ноября по апрель, особенно хорошо в марте и апреле, когда нет холодного фронта, и океан относительно спокоен. Очень красивы острова Кайо де Ларго, Кайо де Хувентуд, Кайо де Коко и другие.
По экскурсиям основные предложения — это поездка по местам Хемингуэя, двухдневное путешествие в города Сьенфуэгос и Тринидад (на Карибском море). Рядом с Тринидадом расположены красивые горы, есть водопад. Туристов зазывают посетить крокодиловую ферму и индейскую деревню.
Многие утверждают, что открывая Америку, Колумб высадился именно на Кубе в 1495-ом году. Но этот факт оспаривается другими странами Центральной Америки.
Каждый год «Остров Свободы» пытаются покинуть несколько сотен человек, доведённые до отчаяния. Они садятся в убогие посудины и направляются в сторону Южной Флориды, США (около 120 км). За последние годы погибло более трёх тысяч человек, которые не доплыли и утонули по разным причинам.
Обратно в Москву летели спокойно. Все туристы, отдыхавшие в Варадеро, были хорошо осведомлены об инциденте и вынужденной посадке в Канаде. Малейшие попытки выпить на борту спиртное пресекались стюардами, и все вели себя, как шёлковые.
В Домодедово мне удалось купить относительно недорогой билет на самолёт компании “S-7” за 2800 руб. Ехать поездом крайне не хотелось. До рейса оставалось более семи часов, и я решил прогуляться по зимней Москве, а точнее по Красной площади. Несмотря на середину декабря снег в городе почти отсутствовал. В гирляндах огней, в подсветке Кремля и других зданий площадь смотрелась красиво. Советского Союза больше нет, и теперь рядом с «кладбищем» соорудили большой каток, где под музыку раскатывает на коньках публика.
Холодный промозглый московский вечер постоянно навевал мне воспоминания о тёплой и солнечной Кубе.


Олег Тарыгин