Пляжный отдых на курортах мира, экскурсии по Казани и Татарстану

Универсиада 2013 в Казани

 

Тайны Атышских подземелий


Заболоченная пойма Лемезы безустали тянется вдоль всего подножья горы Яш-кузташ. Со временем я нашел ответ и на вопрос о происхождении ее заболоченности. И дело не в том, что в нее поступают подземные воды, просачивающиеся из подошвенной части горы, а в весенних водах, которые не могут летом полностью покинуть пойму. Мешает этому естественному процессу не столько ее низинное положение, сколько правый высокий берег воклюзного озера, упирающийся в склон горы. Он, как плотина, удерживает их, с годами превращая пойму в заболоченную местность. Вдоль нее на восток, а затем вверх горы идет тропа, ведущая к Атыш-Сумганскому водопаду и ряду пещер в горе Яш-кузташ.

Но вернемся к озеру, к его восточному берегу – плотине. Образован он делювиальными и аллювиальными отложениями, то есть теми, которые осыпались сюда со склона горы Яш–кузташ и теми, что были принесены рекой. Высота его определяется их толщиной и может составлять пять – шесть метров. Кто знает, не скрыты ли в ней некоторые загадки и разгадки археологии, связанные с возможным пребыванием в этой пещере первобытных людей? Вопрос не бесцельный и имеет определенную почву. Так в 1995 году на полу ее грота палеонтологом Р.М.Сатаевым зафиксировано скопление костей куницы лесной, косули сибирской, зайца беляка, лося, фрагменты костей грызунов, летучих мышей, птиц и амфибий. Здесь же археологом В.Г.Котовым в 1994 году обнаружены железный наконечник стрелы и фрагменты керамики, датируемые ранним средневековьем это 800 – 900 год нашей эры.
Тропа, прижимаясь к южному склону горы Яш–кузташ стала появляться вначале восьмидесятых годов, когда среди туристов распространились слухи о сказочной красоте пещеры Заповедной. Действительно, ее красота и необычность припасенных «подарков», обнаруженных мною в 1969 году, поражала. Рассказы о ее необычности пошли не от меня т.к. о ней я рассказал лишь двум людям: Е.К.Шишкину, работавшему в то время председателем Башкирского Совета по туризму и экскурсиям и моему университетскому преподавателю И.К.Кудряшову. В целях сохранения ее уникальности мы договорились до поры, до времени сведения о ней не разглашать. Место ее нахождения не обнародовать и, тем более, не говорить о том, что в ней находятся черепа пещерных медведей. Но, как говорится – шило в мешке не утаишь. Шли годы, труднодоступность района, а затем смена руководства Совета по туризму, отодвинули столь заманчивое предложение: создать в районе водопада Атыш заказник с включением в него пещеры Заповедной.
Название пещеры Заповедная или Медвежья, данное ей кем - то из туристов, побывавших в ней после меня в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов, органично вписалось в ее суть. После ее вторичного обнаружения, происшедшего в середине семидесятых годов, она стала интенсивно разрушаться варварами – туристами. С этого же времени началось и паломничество не только их, но и уфимцев, отдыхающих здесь семьями. Этому способствовали прокладка железной дороги Карламан – Белорецк, открытие Атышского перевала, сократившего вдвое путь к водопаду и, к сожалению, мои публикации в туристских путеводителях и научных журналах. Так что же представляет собою эта, столь загадочная, пещера?
От тех далеких лет, когда я впервые обнаружил ход в красоту пещерного царства, остались светло - горькие воспоминания. Светлые потому, что в ней до нас никого не было, а потому мы видели ее первозданную прелесть. Горькие - из-за утраты того, что природой создавалось веками и тысячелетиями, а это не принимается разумом. Но это свершившийся факт.
В то время меня поразила красота бахромы гелектитов - тончайших сталактитов изогнуто свесившихся над гурами – небольшими кальцитовыми ванночками на дне пещеры, заполненных кристально-чистой водой. Пришлось нагибаться чтобы, не дай бог, повредить их. Сейчас они уничтожены полностью, а большинство ванночек растоптано. Толстые, в руку толщиной, сталагмиты сторожили покой пещеры. В 1980 году один из них мы нашли изуродованным и брошенным перед входом в пещеру. Помнится его, как ребенка, несли мои ребята в лагерь, завернув в штормовку. Сейчас он, почти метровой длины, лежит как экспонат варварства в школьном музее. Рядом с ним, как его продолжение, демонстрируя былую мощь хозяина, лежит отобранный мною череп пещерного медведя – единственный, из более чем двадцати нами встреченных, в отдаленной от входа части пещеры. Тогда мы насчитали 24 черепа, которые лежали почти рядом друг с другом у стен дальнего зала пещеры. Вполне возможно, что их было больше, но в память врезалась именно эта цифра.
В 1981 году археологом Ю.А.Морозовым здесь же были найдены раздробленные и обожженные кости, что позволило ему выдвинуть предположение об использовании пещеры человеком эпохи палеолита. В 1990 г. археолог В.К.Федоров нанес на план расположение всех сохранившихся черепов пещерного медведя и обнаружил уникальную композицию с черепом пещерного медведя и предположил, что пещера, по-видимому, являлась культовым сооружением палеолитических охотников. Через четыре года археолог В.Г.Котов выявил неизвестные ранее детали композиции и тем самым подтвердил гипотезу, выдвинутую ранее Ю.А.Морозовым. На следующий, 1995 год, под руководством палеонтолога Р.Сатаева было проведено изучение стратиграфии пещерных отложений пещеры, т.е. определение относительной хронологии культурных остатков и находок в зависимости от их залегания в слое. В результате этой работы им было выявлено более 300 костей большого пещерного медведя, кости сурка, лисицы и волка.
Пещера накрепко, до последнего, держала своими кальцитовыми натеками черепа медведей - последних свидетелей некогда живших здесь могучих животных. Но и это не помогло – черепа уничтожили, унеся с собой их остатки, а затем, наверняка, выбросив за ненадобностью то, что веками хранилось пещерой.
В.Н.Дублянский и В.В.Илюхин – известные ученые и спелеологи, в своей книге «Вслед за каплей воды» приводят интереснейшие сведения о пещерных медведях и их образе жизни.
Пещерному медведю «повезло». Его облик можно восстановить не только по ископаемым костным остаткам, но и по рисункам и статуэткам, созданными руками человека, жившего в те давние времена. Пещерный медведь часто выбирал для жилья полости, которые были необходимы как убежище первобытному человеку. Чтобы захватить пещеру, людям приходилось выкуривать его оттуда дымом, а чтобы медведь не мог снова проникнуть в нее – складывать каменные стенки каменные стенки у входа в пещеру и разводить костры. Пещерные медведи и люди – враги, говорят одни исследователи и в подтверждение ссылаются на найденный археологами череп медведя, в котором глубоко засел каменный топор. В некоторых пещерах Франции – жилищах древних неандертальцев – обнаружены странные прямоугольные каменные ящики, тщательно прикрытые плоскими плитами. В каждом из них лежит несколько черепов пещерного медведя. Может быть, ритуальное захоронение останков пещерных медведей – это первый культовый обряд человечества? Немецкий зоолог Г.Виндт в книге « Я искал Адама», выдвинул интересное и смелое предположение. Во время похолодания, вызванного оледенением, травы и коренья, которыми в основном питались пещерные медведи, были доступны только два-три месяца в году. Остальное время медведи проводили в пещерах, которые постепенно становились их тюрьмой. Зубы работали мало и у молодых медведей за зиму вырастали так, что смыкали им пасть. На большинстве черепов пещерного медведя последнего периода его существования найдены следы воспаления челюстей: изменения костной ткани свидетельствовали о том, что животные, жившие в тесных, сырых пещерах, болели рахитом и артритом. Характерные изменения в черепе говорят о том, что среди пещерных медведей распространился актиномикоз – болезнь, которая поражает сейчас исключительно травоядный животных – овец, коров, коз. Так, может быть, пещерный медведь, грузное травоядное животное, проводившее треть жизни в спячке, был для неандертальцев чем-то вроде живой кладовки с пищей? Медведя убивали в темной нише пещеры почти так, как убивают в хлеву корову или свинью. Вот отсюда и пошел культ медведя, такой же естественный, как другие охотничьи, земледельческие и скотоводческие культы, призванные обеспечить благополучное существование племени.
Постепенно пещерный медведь вымер или был истреблен, а его место занял меньший по размерам, но гораздо более подвижный и опасный бурый медведь. Среди сибирских племен и лапландцев культ его сохранялся до конца прошлого века.

Марушин Вадим Александрович