Пляжный отдых на курортах мира, экскурсии по Казани и Татарстану

Универсиада 2013 в Казани

 

Монастыри и иные монашеские поселения на Афоне
Монастыри на карте Афона

Монастыри на карте Афона

Фото: Public Domain

Каждый из 20 монастырей Святой Горы имеет статус патриаршей ставропигии. Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.

«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:

1. Великая Лавра (Μεγίστη Λαύρα)

2. Ватопед (Βατοπέδι или Βατοπαίδι)

3. Иверский (Ιβήρων; ივერთა მონასტერი)

4. Хиландар (Χιλανδαρίου)

5. Дионисиат (Неа Петра) (Διονυσίου)

6. Кутлумуш (Κουτλουμούσι)

7. Пантократор (Παντοκράτορος)

8. Ксиропотам (Ξηροποτάμου)

9. Зограф (Ζωγράφου)

10. Дохиар (Δοχειαρίου)

11. Каракал (Καρακάλλου)

12. Филофей (Φιλοθέου)

13. Симонопетра (Σίμωνος Πέτρα или Σιμωνόπετρα)

14. святого Павла (Αγίου Παύλου, Agiou Pavlou)

15. Ставроникита (Σταυρονικήτα)

16. Ксенофонт (Ξενοφώντος)

17. Григориат (Οσίου Γρηγορίου)

18. Эсфигмен (Εσφιγμένου)

19. Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό)

20. Констамонит (Κωνσταμονίτου)

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (в русской литературе обычно именовались «келлейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (поселение без земли), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Карулья.

Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на участие в органах самоуправления и на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от того или иного монастыря, которому принадлежит их земля.

До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (или киновийными, в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и особножительными (идиоритмийными; в России в синодальный период такого рода монастыри частно называли «штатными»). После перевода в 1992 г. Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными.